Анастасия Беленкова
Форма входа
Поиск
Категории каталога
маркетинг [8]
менеджмент [6]
рынок труда [3]
слово практика [10]
Интервью с признанными мастерами своего дела на разные темы
тенденции [11]
история компании [3]
История предприятий, которые имеют изюминку, и благодаря мастерству управленцев представлены на федеральном уровне.
солянка [0]
Материалы, написанные до работы в журнале "Континент Сибирь. Стратегии успеха".
Воскресенье, 19.05.2024, 20:56
Главная » Статьи » слово практика

«Есть предел того, на что мы готовы пойти ради победы в конкурсе»

— Анна Викторовна, сколько времени «СибКОТЭС» уже участвует в тендерах? И расскажите о тендерах до эпохи b2b.

— В тендерах мы участвуем с 2004 года. Первая площадка, где начались торги по правилам и регламентам, утвержденным РАО «ЕЭС России», — b2b-energo стала официальным единым интернет-ресурсом РАО «ЕЭС России» в 2005 году. До этого была эпоха заказчика, когда он делал фактически что хотел. Одно из отличий от нынешних тендеров: за предоставление пакета конкурсной документации участники тендера платили деньги.

Этими платежами заказчики ограждали себя от участия в тендере компаний-однодневок. Организатор конкурса вывешивал на своем сайте извещение, из которого не всегда было ясно, какого рода конкурс объявлен и нужно ли нам в нем участвовать. Заказчики выставляли счет, его нужно было оплатить, после они высылали конкурсную документацию, на все это уходило много времени.

Сейчас же функцию фильтра участников выполняет сама площадка b2b, за конкурсную документацию платить чаще всего не нужно (заказчики — независимые от РАО ЕЭС структуры по-прежнему работают по своим правилам), автоматизация облегчила работу и сократила время подготовки заявки, кстати, так же как и время на поиск нужных тендеров. Раньше приходилось мониторить весь Интернет, сайты всех энергокомпаний.

— Вы упомянули о независимых от бывшего холдинга компаниях и их правилах проведения конкурсов…

— Утвержденные РАО ЕЭС регламенты ввели понятия открытого, закрытого конкурсов, запроса цен и предложений, конкурентных переговоров. Однако независимые энергокомпании и, например, промышленные предприятия могли и могут действовать, как хотят. Чаще всего они проводят закрытые запросы: у них есть определенный круг поставщиков, которых они приглашают на свои торги. Также они могут вообще не проводить конкурсные процедуры. Однако постепенно акционеры, владельцы предприятий приходят к пониманию, что регламентированные процедуры необходимы, потому что получается монопольное владение, ценовые сговоры. Мы сталкивались с ситуациями, когда конкуренты начинали писать в своих годовых отчетах о том, что существует аффилированность между какими-то подразделениями и организациями, которая вызывает диктат цен по отношению к подрядчикам, поставляющим услуги той или иной энергосистеме. Акционеры все это слышат, задумываются и стремятся проводить закупочную деятельность через конкурсы.

Постепенно все переходит на рельсы конкурсных торгов. Раньше были договоренности: в какой-то энергосистеме работала одна подрядная организация, и работала себе. Сейчас же можно даже состоять с заказчиком в родстве, иметь великолепную репутацию, с заказчиком могут быть любые предварительные соглашения, но при этом все решает конкретный конкурс на конкретный заказ.

Причем можно даже быть генпроектировщиком, все равно ты подаешь свое предложение и участвуешь в конкурсе на общих условиях. Все это вызвано требованиями акционеров, которые не намерены терять свои деньги.

— А какая из процедур наиболее удобна, на ваш взгляд? И расскажите о плюсах автоматизации, которую привнесли площадки b2b.

— Если объявляется запрос цен, то происходят фактически онлайн-торги: одна организация выставляет свою цену в режиме онлайн, другая организация может идти на понижение, и это происходит порой до позднего вечера, потому что отсутствует время, ограничивающее торги. На мой взгляд, это неудобно, потому что порой начинается просто игра: один снижает цену на рубль, следом другой снижает тоже на рубль. И каждый раз, когда выставляется новое предложение, время торгов увеличивается на час.

Если сумма контракта превышает 200 тыс. рублей, объявляется конкурс. Согласно ранее действовавшему Регламенту Системы, при участии в конкурсе предприятие должно было предоставить свою конкурсную заявку и в электронном, и в печатном виде. Нет одного из видов — конкурсная заявка отклоняется. В начале нашей работы в Системе у нас бывали случаи, когда по таким техническим причинам наши заявки отклоняли. Если заявку отклонили, ни договориться, ни объясниться уже не удастся. Со 2 июня 2008 года на площадке b2b-energo введено обязательное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это позволило участникам Системы подписывать документы в электронном виде и дало возможность не предоставлять бумажный вариант конкурсной заявки. Кстати, выложенная в электронном виде заявка является очень интересным источником информации о рынке. В торгах участвуют практически все крупные и уважаемые компании, и мы можем видеть генерирующие, сетевые, распределительные, инжиниринговые предприятия, поставщиков оборудования и информацию о них.

На открытый конкурс, так же как в бюджетной сфере, дается один месяц. Однако если в соответствии с 94–ФЗ это обязательное требование, то в коммерческих тендерах это просто распространенная практика. Так бывает не всегда. В некоторых случаях на подготовку конкурса могут дать две недели, однако тогда велика вероятность, что у заказчика уже есть поставщик или подрядчик. Такое бывает часто, и это своеобразный индикатор, который показывает, что не стоит пытаться успеть подготовить и направить конкурсную заявку, если нет очень серьезной уверенности, что кому-то можно что-то доказать. Бывает, что мы участвуем в конкурсах из принципа, чтобы заявить о себе.

— Нарушения заказчиками общепринятых правил, что, по мнению экспертов, и является главной бедой коммерческих тендеров, часто случаются?

— Ситуации бывают разные, и заказчик при желании всегда найдет к чему придраться, найдет ошибки в конкурсной документации. У нас такие случаи — отклонения заявки по формальным признакам — бывали. Мы признаем, если действительно допустили ошибку в оформлении, но бывало, что заявка отклонялась не по формальным признакам.

Один раз мы участвовали в конкурсе в течение полугода. Заказчик был в Москве, и мы к нему ездили раз в две недели. Шли долгие переговоры, мы объясняли все тонкости и детали нашего технического предложения. Подобные поэтапные переговоры с заказчиком проводили и наши конкуренты. И в итоге в один прекрасный день мы получили «документ», в котором было сказано: «Ваше техническое предложение не вполне удовлетворяет требованиям заказчика». И это все.

Однако мы участвовали в этом конкурсе, потому что это была работа с использованием новых технологий в энергетике. Мы выступали в тандеме с иностранными партнерами, потому что наши специалисты хотя и были знакомы с данной технологией, но в России она на тот момент еще не применялась. У всех наших конкурентов не было ни опыта, ни разработанного совместно с иностранцами предложения. И то, что у нас получилось, уже выходило за рамки технико-экономического предложения, а представляло собой первую стадию проектирования — ТЭО.

— То есть вышло, что вы уже фактически работали по договору, который так и не был подписан?

— Зато это была хорошая возможность приобрести опыт внедрения новой технологии. Кроме этого, участвуя в конкурсе, мы должны показать, объяснить и доказать заказчику, чем наше предложение лучше предложений конкурентов. Некоторые заказчики требуют локальные сметы, хотя это уже часть ТЭО проекта. И такое требование вполне можно назвать нарушением. Локальных смет мы не даем, потому что есть предел того, что мы готовы делать ради победы в конкурсе, и мы стараемся действовать в рамках здравого смысла.




Источник: http://com.sibpress.ru/26.09.2008/strategies/89858/
Категория: слово практика | Добавил: abelenkova (14.10.2008)
Просмотров: 863 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz